Культурное наследие Красноярского края

В предыдущих статьях были рассмотрены объекты культурного наследия местного значения в городе Ужур, и сейчас хочется остановится на одном  и подробно рассказать вам о нём.

Храм Петра и Павла

Петро-Павловский храм был заложен в 1770 г. и освящен 28 января 1775 г по Высочайшему разрешению митрополита Тобольского и Сибирского Павла «о постройке церкви возле реки Ужур», при условии, что строительство будет осуществлено на средства прихожан «собственным коштом». Средства на церковь дал кызыльский князь Гавриил Ульчугачев. Юридически православные храмы для новокрещеных должны были строиться на казенные средства. Но деньги на строительство, как правило, собирали прихожане.Таким, изначально, и был Свято-Петропавловский храм.

Первая церковь была деревянная. Чтобы сделать новую веру более понятной для недавних кочевников, храм построили в виде юрты, а священников обязали знать хакасский язык. В те времена крещеных хакасов по официальным данным церковной статистики насчитывалось более 1700 человек.

Каменный храм возведён русскими переселенцами в 1821-1824 гг.

В то время Ужур представлял собой небольшой хакасский улус. Прибывшие вместе с крестьянами священники приобщали местное население к православной вере. В 1826 г. к первому приделу пристроили второй, выполненный уже в традиционном стиле русского религиозного зодчества. После этого храм стал своеобразным символом единения двух народов, при священнике Алексие Ифтигнееве с двумя престолами: первый во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (сохранив первоначальную архитектурную особенность — в виде юрты) и второй — в честь Богоявления Господня.

Тяжёлые времена настали для Петро-Павловского храма после 1917 года. С выходом в 1920 году декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и на основании инструкции №16 была проведена опись церковного имущества и изъятие ценностей, архивов, арестованы счета церквей в казначействе. Сами храмы были переданы на содержание общинам верующих по договорам.

В 1927 году при стечении большого количества верующих отрёкся от сана священник Ужурской Петро-Павловской церкви о. Фёдор (Фёдор Яковлевич Горбунов). Старожилы рассказывают, что в те страшные годы прямо у стен Храма был расстрелян Ужурский священник о. Александр. В момент своей гибели он сжимал в руке крест, который палачи пытались вырвать из окоченевших рук. Но и мёртвый, батюшка не отрёкся от веры – пальцы так крепко сжимали распятие, что разгневанным убийцам пришлось отрубить его руку вместе с крестом.

В 30-е годы на священнослужителей обрушилась волна репрессий. Многие из них были арестованы, отправлены в тюрьмы и сосланы. Исполнение священниками своего долга расценивалось властями как подрыв колхозного строя и посягательство на основы государства. В 1932 году была окончательно закрыта и разорена Ужурская Петро-Павловская церковь, сняты колокола и разрушена колокольня.

27 июля 1945 года Ужурским поселковым советом было принято решение о восстановлении и открытии Ужурской Петро-Павловской церкви. После почти 13-летнего перерыва Ужурская Петро-Павловская церковь вновь приняла верующих. Первое торжественное богослужение состоялось 13 сентября 1945 года, а 23 января 1946 года церковь вновь была открыта и обрела свою вторую жизнь. Народ, вспомнив своё православное прошлое, вновь потянулся к церкви. Резко возросло число крещений, венчаний и отпеваний.

Однако, с приходом к власти Н.С. Хрущёва, вновь начались гонения на церковь. С 1956 по 1964 годы были закрыты практически все церкви в западной группе районов Красноярского края. Среди немногих выстоявших в эпоху гонений, осталась и Ужурская Петро-Павловская церковь, которая и до настоящего времени остаётся единственной в Ужурском районе.

С назначением в 1984 году к Ужурской Петро-Павловской церкви священником протоиерея Евгения Фролова, были проведены крупные реставрационно-восстановительные работы, приуроченные к празднованию 1000-летия крещения Руси. Первоначально была перекрыта крыша на основном храме, приделе и колокольне, одновременно проводились работы по строительству кочегарки под Богоявленским приделом, проводилась холодная вода и велась наружная покраска церкви. В то же время благоустраивалась территория, прилегающая к церкви, бетонировались дорожки и площадка перед входом, старые деревянные полы в храме заменили бетонными, выложенными мраморной крошкой. Восстановлением храма занимались простые прихожане, работавшие в неурочное время, вечерами и по выходным. В те же годы Юрием Николаевичем Евсеевым была выполнена и частично обновлена роспись в приделе Богоявления Господня и главном храме, которую мы видим в Петропавловском храме и по сей день.

С 15 июля 1997 года назначен настоятелем в Петро-Павловскую церковь  Роман Янушкявичюс. С момента вступления в должность настоятеля Петро-Павловского храма отец Роман активно ведет работу по образовательной деятельности, работу с молодежью и вооруженными силами. На приходе действует Воскресная школа численностью 25 человек (15 из которых дети из интерната), при войсковой части 32441 и Управлении строительных работ созданы и работают Православные молитвенные комнаты.

В настоящее время настоятелем Петро-Павловского храма г. Ужура является иерей Павел Сергеевич Третьяков.

В храме находится особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Сам Петро-Павловский храм является памятником архитектуры XVIII века.

Поделитесь этой страницей в социальных сетях:
Наверх