Культурное наследие Красноярского края

В какой народ придёшь, такую шапку и наденешь

Как мы знаем, национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием народов. В этой статье рассмотрим национальные костюмы самых северных народов Красноярского края.

Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.

Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.

Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.

Ненцы являются самодийским народом России и подразделяются на сибирских (азиатских) и европейских. Из всех коренных малочисленных народов Севера России ненцы самый многочисленный. Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного. Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета. Одежду украшают вышивкой и орнаментом. Мужчины носят малицу с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо согревает голову и тело. Шьют и надевают малицу мехом внутрь, украшают вышивкой, подпоясывают поясом из кожи, обшитым красным сукном, с двумя или тремя рядами медных пуговиц. На цепочке к поясу прикрепляют нож в ножнах. Летом носят старые малицы с откинутым капюшоном, зимой надевают новые. Если очень холодно и предстоит дальняя поездка, поверх малицы надевают совик из меха с капюшоном, обрамленным опушкой из хвостов песца. Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.

Нганасаны — коренной самодийский народ Сибири, самый северный во всей Евразии. Всего в мире 862 человека. Делятся нганасаны на племена: вадеевские (восточные), включают 6 родов; авамские (западные), включают 5 родов;

яроцкие (отдельный род, не входящий в два предыдущих племени).

Костюм нганасанских мужчин состоял из двойной глухой малицы (лу), которую изготавливали из белой шкуры, отороченной белым собачьим мехом. Если предстояло идти в дорогу в мороз, поверх малицы надевали сокуй с капюшоном, высоким меховым султаном надо лбом. Женщины носили распашную парку, комбинезон из ровдуги (фоние), украшенный на груди бляхами — лунницами из металла. Голову покрывали шапкой-капором из шкуры белого оленя с опушкой из черного меха собаки. Раньше белье не носили, это стало распространяться гораздо позже. Летом современные нганасаны носят европейскую покупную одежду. Мужчины вместо штанов носили натазники из меха, цветной ровдуги. Поверх надевали пояс, украшенный сбоку кольцами. К ним привязывали голенища обуви, подвешивали огниво, нож в ножнах, кисет, футляр для курительной трубки. Вещи нганасаны украшали аппликациями, геометрическими орнаментами — мули. По таким узорам определяли возрастную, социальную группу обладателя одежды. Украшение одежды — процесс довольно трудоемкий, поэтому часто аппликации снимали со старых вещей и использовали несколько раз. На ногах носили обувь (файму), сделанную из белых шкур с ног оленей. Подошвы делали изо лбов оленей, лесенкой подстриженных камусов. Так они не скользили при ходьбе. Обувь была без подъема и походила на чехлы цилиндрической формы. Под обувь надевали меховые чулки (тангада). Женская обувь шилась с более короткими голенищами. Весной глаза защищали от яркого света специальными снеговыми очками — сеймекунсыда. Они представляли собой пластину с прорезями, из кости или металла, на кожаных ремешках. Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы, смазывали их оленьим жиром. В косы вплетали подвески из металла (няптухяй).

Энцы являются очень малочисленным коренным самодийским народом Севера. В этногенезе энцев задействованы самодийцы и местные северно-сибирские племена. Впервые о народности было упомянуто в 15 веке. По языку, культуре и территории проживания делятся на две этнические группы: тундровые (хантайские самоеды),лесные (карасинские самоеды). Материальная и духовная культура тундровых энцев практически не отличается от нганасанской. Сильное влияние на жизнь и традиции лесных энцев оказали ненцы, проживающие неподалеку.

Зимой мужчины носили двойные парки глухого покроя, меховые штаны и чулки, высокую обувь из оленьих камусов. Женская парка была распашной. К верхней одежде пришивали рукавицы «оби» из камуса. Если предстояла поездка в тундру в зимнее время, вместо парки надевали сокуй — теплую меховую одежду, которая служила в пути спальным мешком. Спать в сокуй можно прямо на снегу. Украшали ее длинными кистями из полосок цветного сукна и меха. Носили рубахи из ровдуги. Под парку надевали комбинезон без рукавов, сшитый мехом внутрь. Украшали его нашивками из медных украшений: цепочками, кольцами, серповидными бляхами, трубочками. Дополнительно пришивали игольник, мешочек для огнива. С середины 19 века лесные энцы, а с 20 века и тундровые, начали носить ненецкую одежду.

Долганы — тюркоязычный коренной народ Таймыра. Считаются самым северным тюркоязычным народом в мире. Как народность образовались в начале 19 века, после того, как якуты большими группами переселились в Туруханский край, смешались с местным тунгусским населением и русскими старожилами Таймыра. Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. В них встречаются элементы якутской и эвенской одежды. Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Под верхней одеждой носили нагрудник, который прикрывал грудь и живот. Спереди по поясу, вдоль пол одежду декорировали красной полоской из сукна, расшитой иногда бисером. Такие же полоски пришивали на спину. Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди, сходящимися полами. Из ткани шили рубахи, штаны русского покроя. Костюм женщин очень схож с эвенкийским. Верхнюю одежду декорировали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли суконные овальные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда была из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна. Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.

Головные уборы у мужчин и женщин похожи, на голове носили капор, сшитый из трех частей: первая, прикрывала темя, затылок, другие две пришивали по бокам, они прикрывали щеки, уши. Другой вариант капора шился из двух частей, одна располагалась поперек головы, другая была полукруглой формы, прикрывала затылок. Шили головные уборы из ровдуги, сукна, для подкладки использовали мех оленя, вокруг лица делали пышную опушку, по нижнему краю капора опушка была небольшая. В сильный мороз носили капоры из шкурок волка, лисицы, песца. Обувь делали из оленьих камусов, она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, для улицы и праздника. Унты женские и мужские украшали вертикальными вставками, вышитыми цветными вставками. Верхнюю часть шили из сукна красного цвета 12 см шириной, расшивали его бисером, узором «розетка», которая чередуется с узорными вертикальными полосами. Камусы для обуви выбирали очень темного или белого цвета. В унтайки для улицы вшивали чулки (чижи) из тщательно выделанной шкуры оленя. Детская обувь отличалась краем носовой части, которая была округлой формы, как лопатка. Подошву для всех видов обуви делали из выделанной оленьей шкуры, внутрь мехом. Весной и осенью для впитывания влаги в обувь клали стельки из сухой травы.

Кеты — чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами.

Мужской и женский костюм кетов основан на одежде распашного типа. Основными элементами повседневного наряда были: нательная рубаха: чуть ниже пояса — у мужчин и до середины бедра — у женщин. Натазники — штаны из ровдуги (выделанной из оленьей шкуры замши) длиной до колен или чуть ниже. Летом суконный халат котл’ам или ровдужный хэлтам, запахивающийся на левую сторону у живых, на правую — у мертвых при похоронах. Длина у мужчин доставала до колен, у женщин — до щиколоток.

Зимой носили бэсем — стеганую парку из беличьих шкур с мехом внутрь или кат — меховую парку из оленьих шкур. Северные кеты, занимавшиеся оленеводством, носили малицы, свойственные народностям приуральского типа. Мужчины свою одежду подпоясывали низко, короткими поясами. Женщины для этих целей использовали широкие пояса длиной до 20 м, которыми обворачивались несколько раз, чтобы одежда прилегала плотно. Одежду украшали вышивкой с национальными строго геометрическими орнаментами, защитными символами. В качестве материала использовался бисер, медные бляшки, бейки, меховую окантовку, бусины, нити из белого подшейного оленьего волоса. На ноги летом надевали туфли-черки из кожи с круглым носом и коротким пришитым голенищем. Альтернативный вариант — доходящие до середины голени полусапоги из ровдуги. Для защиты от влаги и дождя сверху надевали шкурки гагары, снятые чулком. Зимнюю обувь делали из камуса — шкурки оленя с голени, которая не скользила. Сверху к ней пришивали суконное голенище, а внутрь клали сухую траву. Для тепла дополнительно надевали специальные чулки из сукна или ровдуги, мужчины часто крепили их подтяжками, вышитыми бисером. Традиционный головной убор — платок из покупного ситца. И мужчины, и женщины носили его одинаково: сворачивали по диагонали и завязывали узлом под подбородком. Зимой охотники дополняли их меховыми налобниками из беличьих хвостов, чтобы сохранить голову в тепле, но не закрывать уши для лучшей слышимости. Традиционно же использовался меховой капор из оленьих или беличьих шкур, наподобие эвенкийского.

Поделитесь этой страницей в социальных сетях:
Наверх